Жулики и воры!

Популизм:

Чешские программисты бесплатно и за выходные сделали сайт, на который министр хотел потратить 16 млн евро.

Реальные проекты:

В контракте на разработку государственной информационной системы (а не сайта) ещё обычно есть: …

Вообще, мне совершенно неудивительно видеть тут людей, которые настаивают на том, что сумма по чешскому контракту точно завышена. Я сам был таким до некоторых госконтрактов.

Филипп Масловский @soulstray

По глупости заявлений и злоупотреблению банальным популизмом Alexey Navalny напоминает альтернативно нормальную Грету Тунберг, только масштабом, конечно, помельче.

Запись опубликована в рубрике О жизни. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Жулики и воры!

  1. dm говорит:

    Группа программистов из Чехии бесплатно сделала и передала правительству государственный сервис, заказ на который получила другая фирма. Разработчики сделали это в знак протеста против «расточительности» Министерства транспорта: по их мнению, чиновники заключили неоправданно завышенный контракт. История дошла до премьер-министра Чехии, и тот уволил министра транспорта.

    Всё началось с тендера на создание сервиса по продаже электронных разрешений на проезд по платным скоростным автомагистралям. Госзаказ на 400 миллионов чешских крон (почти 16 миллионов евро) включал в себя разработку интернет-магазина и двух приложений для iOS и Android. Четырёхлетний контракт на разработку и поддержку сайта заключили с подрядчиком Asseco Central Europe — открытого конкурса не было.

    Подобный госзаказ вызвал возмущение в чешском IT-сообществе из-за «явного расточительства» со стороны правительства. Владелец компании Actum Digital Томаш Вондрачек (Tomas Vondracek) назвал тендер «абсурдным» и добавил, что при желании ту же работу можно сделать «хоть за пару дней»: «Я хочу, чтобы впредь никто не относился к нашим общим средствам так, как это сейчас делает государство».

    Вондрачек предложил местным программистам объединиться и провести хакатон, чтобы создать аналог сервиса из госзаказа. Всё планировали сделать за одни выходные в офисе Actum Digital в Праге, а потом просто передать правительству Чехии в качестве подарка и примера того, как тратятся налоги граждан.

    Нами руководило желание противостоять системе завышения цен на госконтракты, где происходит злоупотребление некомпетентностью клиентов [в вопросах IT]. А наши деньги в итоге просто вылетают в трубу.

    Томаш Вондрачек
    организатор хакатона

    На призывы в соцсетях откликнулись более 300 программистов из Чехии. В пятницу, 24 января, на хакатон #Znamkamarada в офисе Вондрачека собралось 60 человек, которые приступили к работе. К вечеру воскресенья они сделали платформу fairznamka.cz, соответствующую большинству требований к сервису за 16 миллионов евро.

    Во время хакатона на работу программистов приезжал посмотреть премьер-министр Чехии Андрей Бабиш. «Думаю, политики просто шокированы происходящим», — заявил Вондрачек журналистам на второй день работы. К тому моменту добровольцы разрабатывали сервис 22 часа подряд.

    Уже в понедельник 27 января сайт заработал в тестовом режиме. Он ещё не подключен к госсистеме, но имитирует все необходимые функции. За первые сутки сервис посетили более 175 тысяч человек, которые испытали нагрузку сайта и сделали первые покупки. Оплата доступа к магистрали там ещё недоступна, но есть символические жетоны, все средства от продажи которых идут на помощь детям.

    Правительство Чехии изначально предлагало оплатить помощь, но потом приняло сайт fairznamka.cz в подарок, как и задумывалось перед хакатоном. Бабиш подчеркнул, что Министерство транспорта проведёт открытый конкурс на поиск компании, которая внедрит и запустит систему к 1 декабря 2020 года. Ожидается, что сумма контракта будет в разы меньше. Вондрачек оценил дальнейшую работу примерно в 25% от изначальных 400 миллионов крон и отметил, что его компания не будет участвовать в конкурсе.

    Из-за истории с крупным госзаказом министра транспорта Чехии Владимира Кремлика отправили в отставку. Представители подрядчика Asseco Central Europe заявили, что готовы разорвать контракт без требования компенсации. После отставки Кремлик отметил, что уважает решение премьер-министра, но добавил, что в его приоритетах было создание системы «без задержек», поэтому конкурс был закрытым.

    По мнению Вондрачека, ситуация с добровольной разработкой сайта в знак протеста — прецедент, после которого в Чехии задумаются, на что в стране тратятся налоги жителей. «Думаю, с необоснованно завышенными госзаказами покончено», — добавил он.

  2. dm говорит:

    Дмитрий Завалишин

    Ну, все уже восхитились чешскими программистами, которые умыли коррупционеров? Ну, все, кроме тех, кто реально работал на серьёзных проектах. И кроме тех, кто реально прочёл статью.

    «Он пока не продает купоны для автомобилистов, так как не подключен к необходимым государственным базам данных».

    Что, конечно, было очевидно.

    Ну и да. В контракте на разработку государственной информационной системы (а не сайта) ещё обычно есть:

    — проработка бизнес-процессов. То есть — кто именно в какой гос структуре каким образом должен отвечать за работу системы, в том числе — за офлайновую часть работы.

    — написание нормативной документации. Чиновники делают свою работу согласно документально оформленным инструкциям.

    — интеграция с теми самыми необходимыми гос базами данных. И если вы не идиот и делали серьёзные системы, то при прочтении в ТЗ слова «интеграция» добавляете в стоимость вероятностный коэффициент пи.

    — гарантийная поддержка. Эти 60 программистов, которые собрались на хакатон, конечно, при возникновении в сделанном сайте ошибки тут же соберутся снова в том же составе, вспомнят код (они же не писали проектной документации?) и всё тут же починят? И SLA они подписали?

    — авторы статьи, конечно, знают за SLA? Подписали его? Вы знаете, сколько стоит реальный 24*7 SLA? Три смены инженеров с компетенциями по всем технологиям системы плюс запасная на случай болезни и отпуска, то есть МИНИМУМ 8 человек фулл тайм. На год. Умножать умеете? Нет, конечно, КРУПНЫЕ фирмы имеют возможность балансировать ресурсы и не выделять всю команду, но они за это что-то хотят зарабатывать, плюс есть расходы на администрирование этого хозяйства. У крупных фирм — крупные. SLA никак не делается дёшево.

    — документация на код? Архитектура? Согласование с IT-службами заказчика технологий, схем деплоймента, ввода горячего резерва?

    — а, вообще, архитектура поддерживает какой-то резерв? И это описано в инструкции для сисадмина? И ПРОТЕСТИРОВАНО?

    — а бекапы кто и как организовал? Кто передавал проект в айти службу государства на поддержку? Или эти 60 программистов сами полгодика его поподдерживают? Обычно в крупных системах разработчик сам какое-то время поддерживает. Год, полтора, два…

    — а для передачи на поддержку нужны документы по администрированию, инструкции и описание структуры деплоя.

    — а для развития — юнит-тесты. Которые по цене от 20 до 100% кода, в зависимости от критичности. Там система про деньги, я бы, скорее, голосовал за старшую часть диапазона.

    Ну а если всё это не знать и метросексуально пить смузи в коворкинге, то да, конечно, 60 чешских программистов умыли правительственных воров.

    Детский сад, штаны на лямках.

  3. dm говорит:

    Дмитрий Завалишин

    Вообще, мне совершенно неудивительно видеть тут людей, которые настаивают на том, что сумма по чешскому контракту точно завышена. Я сам был таким до некоторых госконтрактов. Помню один, который вообще не предвещал ни малейших проблем — система для полевого персонала госкомпании. Всё довольно понятно — ГИС с мобильным приложением, снять референсные треки с опытных специалистов, по ним сгенерировать плановые треки для регулярного обхода, сделать систему назначения задач сотрудникам, отслеживать работу на маршруте, принимать от них отчёты и заявки, делать сводку по дню и месяцу и т.п. Опыт по тематике ГИС у нас был большой, трекинг, мониторинг на треке по ГЛОНАСС, управление маршрутами — всё это мы делали не раз. Спланировали, оставили джентльменский запас на непредвиденную хрень, законтрактовались и начали работу. И в процессе узнали, что референсные геоданные у клиента (то есть карта его объектов, которую надо наложить на карту в приложении) сохранены не в WGS-84. И не Пулково 42. И вообще не в полярных координатах. А в линейных, от особой референсной точки в метрах по двум осям.

    И эта система координат — за сек ре че на.

    Потенциально это был просто полный срыв проекта.

    Предлагаю любопытным высказать гипотезу насчёт того, как именно мы выкрутились. Мы выкрутились. :) Хотя и с некоторой потерей точности.

Комментарии запрещены.